Харакатлар стратегияси тест

Электон кутубхона

Qonunchilik bazasi

Халкаро лойихалар

Ажинияз Косыбай улы

 
Биография Ажинияза                                                    
      Ажинияз Косыбай улы (литературный псевдоним Зийуар) родился в 1824 году на южном побережье Аральского моря – у самого устья реки Аму-Дарьи в ауле «Камиш бугат» Муйнакского района, где проживали выходцы из каракалпакских родов ашамайлы и кият. Отец Ажинияза   Косыбай, его брат Балтабек, средний брат Акджигит были храбрыми и отважными людьми своего времени. Его мать Назира была красноречивой и очаровательной женщиной.

С юных лет Ажинияз проявлял интерес к знаниям и учебе. Сначала он обучался в медресе Ходжамурада-имама, затем, после   смерти матери, - у своего дяди Елмурада. Наряду с учёбой в медресе, будущий поэт занимался переписыванием книг и благодаря этому стал знатным человеком. Ещё в 16-летнем возрасте им были переписаны отдельные произведения Алишера Навои.

            Продолжил учебу Ажинияз в Хиве. В этом древнейшем городе Хорезма он сначала посещает медресе Шергозы, где до него учился туркменский поэт-классик Махтумкули, затем - медресе Кутлымурата-инака. Ныне у входа в это медресе можно увидеть надпись: «Здесь в 1840-1845 годах учился поэт Ажинияз Косыбай улы».

            В медресе Кутлымурата-инака, помимо духовных наук, изучалось и творчество восточных поэтов-классиков, таких как Навои, Хафиз, Саади, Физули.   Ажинияз с большим интересом перечитывал произведения этих признанных мастеров слова, что в дальнейшем отразилось на вольнодумной лирике каракалпакского поэта.

            После окончания медресе Кутлымурата-инака Ажинияз вернулся в родной аул, но вскоре уехал в Казахстан, где он пробыл в течение одного года. Возвратившись домой, женился на девушке по имени Хамра из рода ашамайлы, а позднее у них появятся три сына и одна дочь. Потомки поэта в настоящее время проживают в Кунградском, Канликульском, Шуманайском районах и в городе Нукусе.

            Кунградское восстание 1858-1859 годов, ставшее одним из крупных исторических событий в жизни народов, населявших Хорезмский оазис, оказало большое влияние на поэтическую натуру Ажинияза. Будучи горячим патриотом и образованным человеком, он не смог остаться  равнодушным к этому событию и принял в нём активное участие. Впоследствии его как одного из предводителей восстания хивинские власти сошлют в Туркменистан. Период ссылки станет плодотворным для литературной деятельности Ажинияза. За это время поэт переведёт на каракалпакский   язык многие стихотворения Махтумкули, с творчеством которого он уже имел возможность познакомиться в годы учёбы в хивинском медресе..

              Спустя три года Ажинияз возвращается на родину, где подвергается преследованию властей. В связи с этим он снова уезжает в Казахстан. Считается, что это третья по счёту поездка Ажинияза в Казахстан. Именно в этот период – в 1864 году- в жизни поэта происходит примечательное событие: Ажинияз участвует в айтысе - состязании по поэтическому мастерству, соперницей в котором ему станет известная казахская поэтесса Кыз-Менеш. По сравнению с другими традиционными   жанрами устного поэтического творчества тех лет айтыс пользовался у каракалпакского и казахского народов особой популярностью. В 1878 году в ташкентской газете «Туркистан уалаяти» о нём даже опубликуют материал.

Из строк, написанных Ажиниязом по случаю айтыса, становится известным возраст поэта – в то время ему было сорок лет:

 

                                  Когда ты свадебный красный чапан наденешь,

                                 Сгорать будем оба в огне любви.

                                 Родился на свет в год овцы я, Кыз-Менеш.

                                 Не смотри, что мне сорок, за меня выходи!

 

 

Годы пребывания Ажинияза в Казахстане совпали с расцветом его поэтического творчества. В эту пору он создал большое количество своих   известных   стихотворений, таких как «Есть мой народ», «Есть ли?», «Есть же», «Похож», «Если разлучиться», «Прощание» и др.

            Вернувшись в родные края, Ажинияз открыл в аулах «Бозатау», «Камыс бугет», «Жетим-узяк» школы для детей бедняков, где сам учил их   грамоте. Помимо этого, до конца своей жизни- поэта не стало в 1878 году- он продолжал писать стихи.


Нерукотворный памятник Ажинияза

Изучение творчества Ажинияза начинается в 30-е годы XX столетия. К числу первых исследователей относятся учёные-филологи К. Аимбетов, О.Кожуров и   Н.Давкараев. Основное содержание труда Н.Давкараева «Очерки по истории каракалпакской литературы» посвящено   творчеству Ажинияза. В 50-е годы исследователи К.Аимбетов, И.Сагитов, К.Бердимуратов, С. Ахметов, Б.Исмаилов и другие открывают новые страницы в творчестве Ажинияза.

Произведения Ажинияза в период с 1949 по 1975 гг издаются на каракалпакском и узбекском языках, а с 1975 года - на русском. В 60-е годы ХХ века открытие множества доселе неизвестных поэтических рукописей Ажинияза позволяет исследователям создать   ряд новых   научных трудов по творчеству поэта. К числу таких относятся «Мысли о поэте Ажиниязе» К. Байниязова, «Основы поэзии Ажинияза» Х.Хамидова, «Ажинияз-мастер художественного слова» А.Каримова, «Влюблённый в молодость» К. Султанова, «Некоторые мысли о мастерстве Ажинияза» А. Пирназарова, «Литературные методы и стилистические особенности Ажинияза Косыбая улы» А. Муртазаева и др. Сопоставление творчества Ажинияза с историей народа нашло свое   отражение в статьях академика С.Камалова «Историко-этнографические сведения народа в творчестве Ажинияза», Б.Исмаилова «Описание Кунградского восстания 1858-1859 годов в творчестве Ажинияза». Ажинияз является не только одним из идеологов народного восстания, но и непосредственным участником «Бозатауской трагедии», которая подобно глубокой ране зарубцевалась и оставила след в истории и сознании каракалпакского народа. Тяжёлые   испытания, пережитые соотечественниками, породили известное стихотворение Ажинияза «Бозатау»:


              Слышал, пред рассветом началась пальба.

             Руки мне связали - где   уж тут борьба?

             Вольным спал, а утром сделался рабом-

            Вытолкали в спину грубым сапогом…

 

Век земли- с народом, при земле- народ.

            Горе нас в изгнаньи безземельных ждет.

            Промолчим покорно - пропадёт наш род.

            Отстоять свободу наш пришёл черёд!

     

     Человек незаурядного образования и культуры, Ажинияз, опираясь на традиции   восточной поэзии, наделил   каракалпакский стих- косык –элементами философской лирики,   придал ему причудливую, многокрасочную художественную форму.


 

Мастерство Ажинияза

 

Настоящий талант встречается редко. Талантливое произведение литературы и искусства – это национальное достояние. Одним из таких талантов в каракалпакской литературе является Ажинияз Косыбай улы (литературный псевдоним – Зийуар), слава и национальная гордость родного народа, крупный и общепризнанный мастер лирики.

Ажинияз (1824-1878) создавал свои лирические шедевры в середине XIX века. О д нако и сейчас его творчество является классическ им культурн ым наследи ем , эстетическим источником сегодняшней развитой культур ы каракалпакского народа и братских народов Центральной Азии и Казахстана.       

Творчество замечательного лирика Ажинияза представляет собой богатый материал для исследования, поскольку он значительно расширил художественный потенциал каракалпакской поэзии, и его традиции продолжают плодотворно воздействовать на современную поэзию. Поэтому закономерно обращение к его творчеству в работах Н.Давкараева, К.Аимбетова, И.Сагитова, Н.Жапакова, М.Нурмухамедова, К.Максетова ,К.Байниязова, Х.Хамидова, А.Каримова, А.муртазаева и др.

Идейно-художественная ценность творчества поэта-классика Ажинияза определяется не только его внутренними эстетическими достоинствами, но и той ролью, какую оно сыграло в специфических условиях истории культур каракалпакского народа. Ажинияз стал одним из первых сложившихся мастеров письменной каракалпакской литературы, не имевшей прежде таких могучих собственных национальных художественных традиций, как, например, творчество Навои, Джами, Низами и др. у братских узбекского, таджикского и азербайджанского народов. Ажинияз поднял эстетическое сознание народа, национальную литературу на новый, более высокий уровень.

 

Истоки поэзии Ажинияза

 

1.       Дар слова

 

Говоря о характерных чертах творческой личности Ажинияза, об истоках её формирования, прежде всего необходимо отметить, что как человек и художник он развивался в русле многовековых традиций восточного просветительства и энциклопедизма. Если обратиться к истории культуры народов Центральной Азии, то можно вспомнить, что всесторонней одарённостью обладали многие её лучшие представители – Ибн Сина и Беруни, Хайям и Навои и другие великие деятели так называемого «Восточного Ренессанса». Достаточно вспомнить хотя бы Алишера Навои, который был и выдающимся государственным деятелем, и учёным филологом, и музыкантом, и гениальным поэтом, и, прежде всего, передовым прогрессивным мыслителем.

Эту черту разносторонней одарённости, стремление к разнообразным знаниям, хотя и в иных исторических условиях, как бы унаследовал, наряду с другими своими современниками, и Ажинияз. В этом плане он, конечно, не был одинок и в своей национальной среде. Жившие и творившие в прошлом наши поэты и сказители баксы и джырау, народные зодчие, воздвигнувшие памятник Мазлумхан-сулу, являлись истинными знатоками и профессионалами и в нескольких видах искусства, подлинными хранителями национального языка и культуры.

 

Н.Давкараев: «Ажинияз был образованным поэтом своего времени. Он знал несколько языков, был хорошо знаком с восточной литературой».

К.Аимбетов:   «Ажинияз – это поэт, который свободно плавал по морю восточной литературы. В те времена город Хива был тем притягательным культурным очагом, где собиралось множество поэтов. В Хиве до Ажинияза обучался и Махтумкули».

 

Ажинияз получил самое высокое по тем временам образование. Сначала он обучался в мечети ишана Ходжамурата в родном ауле, затем в мечети ахуна Елмурата в Сорколе, а приехав в Хиву, окончил медресе Шергази-хана.

Профессор И.Сагитов также отмечает, что «Ажинияз был высокообразованным учёным и культурным человеком своего времени. Он был хорошо знаком с произведениями великих поэтов Востока Навои, Фердоуси, Саади и других. Особенно много читал он произведений великого поэта и мыслителя туркменского народа Махтумкули и переводил ряд его произведений на каракалпакский язык. Ажинияз хорошо знал арабский, персидский, казахский, туркменский языки».

 

Сведения о жизни Ажинияза, характеризующие его личность, почерпнуты не только из исторических источников и автобиографических сведений, содержащихся в его произведениях, но и из народных преданий. В нескольких произведениях, например, фигурирует следующий эпизод. Во время своих скитаний по казахским степям поэт как-то пришёл к какому-то богачу, в юрте которого собрались учёные люди-улемы. Они вели спор по поводу какого-то сложного вопроса. Ажинияз, не будучи почётным гостем, сидел у самого входа. Отсюда он и подал реплику, блестяще разрешив спорный вопрос и обнаружив большую учёность. Все присутствующие опешили от неожиданности, а потом почтительно сказали: «Это ведь улем, пригласим-ка его сесть на почётное место». Юрта, как оказалось, принадлежала могущественному Мирзе Кожбану. Тот попросил Ажинияза остаться, сказав ему: «Ты обучай наших детей».

Об универсальности дарований Ажинияза, гармоничном развитии его личности говорит и то, что он был не только популярным поэтом, но и превосходным певцом, музыкантом и даже борцом. Подобное сочетание также нередко на востоке, являясь традиционным для многих образованных людей.

Ажинияз не просто был образованным человеком своего времени, но его личные качества во многом соответствовали народным идеалам совершенной личности, своеобразному демократическому эпическому кодексу масс. Особенно это касается, конечно, его поэтического дарования, столь высоко ценимого массами.

Ажинияз был наделён от природы даром свободного владения словом, ощущением истинных законов красоты и гармонии. Сознавал он это и сам. При этом во многих строках поэта звучит мотив гордости за принадлежность к определённому сословию образованных, талантливых выходцев из народа, просветителей-бессеребренников.

 

Бог не наделил меня ничем,

Кроме дара слова.

 

(из стихотворения «Йоқты» - «Нет»)

 

В этой близости к народу, как в биографическом, так и в мировоззренческом смысле – источник духовного богатства и поэтического вдохновения Ажинияза.

 

 

Последнее обновление: 12 ноябрь 2014 г.

 

 

 

Харакатлар стратегияси

ТАЛАБАЛАР КОНФЕРЕНЦИЯСИ

2017-жыл 1-декабрь күни Өзбекстан Республикасы Конституциясы қабыл етилгенлигиниң 25 жыллығына бағышланып Ташкент мәмлекетлик юридика университетинде студентлердиң илимий-әмелий конференциясына өткериледи. НМПИ студент-жаслары илимий тезислери менен қатнасыўы ушын тәжирийбели педагог-хызметкерлер менен биргеликте тезислердиң таярлап жибериўиңизге болады. Конференция қатнасыўшыларының илимий тезислериниң мазмунлы ҳәм сыпатын көрип шығыў ушын илимий бөлим арқалы жибериледи. Конференцияда қатнасыўшы студентлердиң жол ҳәм сапар қәрежетлери институттың бюджеттен тысқары қәрежетлери есабынан қапланады. Толық мағлыўматты көширип алыў

Ахборот хаты

Рахбарнинг виртуал қабулхонаси

Электрон таълим

Абитуриентлар диккатига

Институтга хужжат топшириб ўқишга кира олмаган булсангиз, хужжатни кайтариб олишга онлайн ариза бериш